Три надёжных производителя электромобилей
Никто не скажет точно, когда наступит следующий кризис. Зелёный свет может резко смениться красным. Возможно «медведь» стоит за углом?
Три производителя сектора электромобилей уже сегодня имеют высокие шансы не только выжить во время рыночной турбулентности, но и усилить свои позиции за счет более слабых конкурентов.
Panasonic (PCRFY)
Стартапов производства батареек для электромобилей десятки. Кто из них выдержит потенциальный крах рынка – большой вопрос. Японский конгломерат Panasonic имеет вековую историю и переживёт любой шторм. С 2009 года компании сотрудничает с Tesla, на территории которой в Неваде работает завод Panasonic по производству аккумуляторов. Диверсификация добавляет Panasonic стабильности: подписан новый контракт с Toyota Motor(TM) по совместному бизнесу производства батарей, ведутся активные поиски партнёров в Европе.
Конечно, конкуренция велика. LG Chem (051915), General Motors (GM), Volkswagen (VOWG) и бесконечное число мелких стартапов движутся в этом же направлении. Но Panasonic —конгломерат по контрактам на мировом рынке, превосходит конкурентов по величине и мощности бизнеса. Нельзя не учесть также наличие 1,5 миллиарда долларов кэша. С таким запасом прочности компания переживёт любое рыночное цунами и любое длительное затишье.
Tesla (TSLA)
Прогнозы авто инвесторов в отношении Тесла больше романтичны, чем прагматичны. Но улетевшие к небесам цены на акции, дали Тесле уникальную возможность накопить финансовый запас.
Производство автомобилей требует огромных первоначальных вложений капитала. Строительство заводов, закупка и эксплуатация оборудования, время и процесс разработки новых продуктов — всё это поглощает огромные средства прежде, чем с конвейера сходит первый автомобиль. Безубыточность производителя наступает при работе 5 дней в неделю в две смены.
При этом спрос на автомобили цикличен. Никто не потратит деньги на новую машину, если нет уверенности в завтрашнем дне, не стабилен бизнес, сомнительны перспективы на работе. Сочетание высоких затрат производства с цикличностью продаж приводит к резкому падению прибыли во время кризиса и вложения в новые разработки вынужденно сокращаются.
Тот производитель, который сможет себе позволить не сокращать затраты, получает ощутимое преимущество на первых этапах экономического подъема. Его новинки первыми появляются в продаже и привлекают внимание клиентов. Например, в 2008-2009 годах Toyota была вынуждена сократить расходы и заморозила новые разработки, что позволило Ford Motor и Hyundai (которые продолжили работу над проектами) получить долю рынка конкурента.
Рост стоимости акций Тесла за последний год дал ей уникальную возможность увеличить резервы наличности вдвое. На конец июня 2021 года запас составляет 16,2 миллиарда долларов. Эта серьёзная подушка безопасности не только надёжно защитит Теслу от провала в случае большого экономического спада, но и даст преимущество во время восстановления.
Duke Energy (DUK)
По мнению аналитиков UBS перспективы продаж электромобилей с 2% в 2020 году к 2025 году составят 20%, к 2030 году — 50%. И неважно, будет или нет кризис, кому-то всё равно придется обеспечивать электроэнергией всех производителей.
Сильными лидерами в этом секторе был бы Blink Charging (BLNK) или ChargePoint (CHPT), но на данном этапе развития ни одна из этих компаний не генерирует прибыль. Как они переживут возможный затяжной спад экономической системы неизвестно.
Большие шансы выжить имеет Duke Energy (Duke). Он входит в коалицию Electric Highway (крупнейший региональный производитель зарядных станций для электромобилей в Соединенных Штатах).
Duke не только прибыльный, он имеет положительный свободный денежный поток. За прошедший год на 100 млн. долларов заработано больше, чем потрачено на капитальные вложения. Капитализация Duke — 81,8 млрд. долларов, годовой доход — 23,6 млрд. долларов, что превышает максимальные запасы станций pure-play.
У Duke Energy отличный запас прочности, который позволит ему пережить спад производства и принять участие в восстановлении экономики.