RCD Type B: нужна ли защита при зарядке электромобиля?
- 25.10.2024
RCD Type B: нужна ли защита при зарядке электромобиля?
Обычный домашний модуль УЗО не! сработает на составляющую постоянного тока 400-800В в домашней сети. Постоянное напряжение, вытекающее из электромобиля незаметно в электросети дома для всех типовых УЗО тип А.
Поражение током, как это возможно при зарядке электромобиля?
Электромобили - передовая технология для экологического передвижения в 21 веке, однако, как и любое изобретение имеет свои ограничения и рекомендации. Массовое распространение аккумуляторов сделало их безопасным для бытового использования, батареи обладают множеством защит и сертификаций. Однако везде есть исключения и непредсказуемые ситуации при использовании в агрессивной среде. Небольшой камень при активной езде или коррозия могут неудачно повредить дно электромобиля и в дальнейшем причины контакта батареи или высоковольтных кабелей к корпусу электромобиля. При парковке это безопасно, поскольку привод не активен, а вот при подзарядке ситуация может сыграть злую шутку. Именно для безопасного процесса зарядки и необходимые станции, а прямое подключение автомобиля к розетке 220В запрещено и не предусмотрено стандартами.
Будучи передовым интернет-магазином, ориентированным на качество, безопасность и технологичность, ev-car.by реализует зарядные устройства с УЗО Type B: защищающую от всех типов тока.
Зарядные станции по типу защиты делятся на 3 вида:
- станции без защиты – максимально дешевые самодельные станции имитирующие защиту, чтобы электрокар начал заряжать. Опасны к использованию, поскольку не остановят процесс зарядки в случае повреждения кабеля и наличия тока поражения.
- станции с УЗО тип А/AC – защищают от переменного тока утечки 30 мА. Обезопасят человека или домашнего питомца при повреждении изоляции зарядного кабеля или разъема электромобиля, но не защитят если повреждена высоковольтная составляющая автомобиля. Такой тип УЗО является обязательным для прохождения сертификаций. Если переменный ток будет присутствовать на металлических частях корпуса электромобиля, кабеля или станции, зарядка немедленно остановится. Утечка постоянного тока до 6 мА на самом деле не опасна, однако может ослепить ! УЗО типа А, препятствуя его правильной работе.
- станции с УЗО тип B – обеспечивают максимальную защиту. Как и УЗО, тип А защищают от повреждений зарядного кабеля и самой станции, и защищают от постоянного тока более 6mA. При повреждении инвертора пропускающего постоянный ток обратно в сеть 220В или наличия постоянного тока 400-900В на корпусе электромобиля станция немедленно остановит зарядку. Если кабель и зарядный порт исправны, но ячейка батареи или высоковольтный кабель пробиты и прикасаются к корпусу авто - станция обеспечит защиту. Такой тип УЗО в некоторых странах ЕС уже обязателен к использованию.
Типы УЗО при установке зарядной станции:
УЗО – устройства защитного отключения. Они обеспечивают противопожарную защиту, защиту от неисправностей и дополнительную защиту от поражения.
- УЗО тип АС: защищают от переменного синусоидального тока утечки. УЗО типа с током износа 30 мА подходят для большинства случаев применений в быту.
- УЗО тип А: дополнительно к обнаружению переменного тока могут обнаружить пульсирующий постоянный ток утечки, вызванный импульсными блоками питания для смартфона или компьютера, не могут обнаружить постоянный ток при зарядке электромобиля.
- УЗО тип B: дополнительно к типу A, обнаруживают утечку постоянного тока, которая может возникнуть из-за неисправности привода, инвертора или батареи электромобиля. RCD Type B используются с электроприборами превращающими переменный ток в постоянный, как инвертор электромобиля: обнаруживают наличие постоянного тока протекающей в сети 220/380В. УЗО типа B встречается редко и обычно его можно купить сделав предварительный заказ.
Модели использования защиты от поражения постоянным током электромобиля:
- Встроенная защита в станцию – оптимальное отношение цена/качество. Станции имеющие данный тип защиты имеют соответствующее УЗО, которое срабатывает при достижении относительно безопасного тока до 6мА. По сравнению с модульными решениями, встроенные сенсоры имеют меньшую стоимость и комплексное решение сразу смотрится более приятно для покупателя. В случае срабатывания станция будет знать произошедшую утечку из батареи, остановит зарядку и пришлет уведомление владельцу, если же использовать модульное УЗО тип Б, тогда станция выключится вместе с линией электропередач. При выборе станции обращайте внимание на наличие защиты от плавного и пульсирующего нарастания утечки тока от 0 до 6мА.
- Модульное УЗО Type B на DIN рейке – универсальное решение в знакомом формате для установки в щиток автоматики. Решение подойдет, если у вас уже есть станция без защиты от постоянного тока. В таком случае вам не нужно покупать новую домашнюю зарядку, чтобы оградить себя от постоянного тока с батареи 400В – 900В. Установка модуля на линии ведущей к розетке в гараж решит решение с безопасностью во время зарядки. При выборе УЗО обращайте внимание на ток утечки, при зарядке электромобилей износ должен быть при токе до 6mA, этот порог безопасен для человека. Большинство УЗО под din-рейку могут предложить только 30mA, что недостаточно при зарядке электромобиля с высоковольтной батареей.
Однако УЗО Type B в формате модулей под DIN рейку имеют один существенный недостаток, и это стоимость: она может достигать 500 EUR (по курсу Нацбанка).
Стоимость защиты от постоянного тока, дорогое ли Type B УЗО?
Не сложно сравнить станции без защиты и с защитой от постоянного тока, чтобы увидеть значительную разницу в стоимости. Но дорого ли это по сравнению с собственной защитой? Если вы выбираете станцию до покупки, тогда рекомендуем рассмотреть варианты со встроенной защитой, такие станции стоят дешевле при одинаково качественной защите. Если у вас уже есть собственная электрозарядная станция, тогда выгоднее будет покупка отдельного УЗО Type B в формате DIN модуля.
В настоящее время только известные европейские и американские бренды зарядных станций обладают линейкой станций с защитой от постоянного тока. Поскольку определение постоянной составляющей в зашумленной сети переменного тока является сложной задачей, сенсоры отвечающие за безопасность жизни достаточно ценны, однако высока ли их стоимость по сравнению с риском?
Устройства защитного отключения типа B значительно дороже, чем другие, но обеспечивают надежное решение для водителей и владельцев электромобилей. С устройствами защитного отключения Type B 6mA + 30mA вы можете быть полностью уверены в безопасности протекающих процессов внутри электромобиля!