Автомобиль от гибридов – к полной электрификации
Мировой автомобильный рынок уверенно и последовательно разворачивают к электрическим моделям четырехколесных транспортных средств. Эксперты заинтересованных корпораций и вполне независимые СМИ прогнозируют рост продаж до 200 000 в Европе и 700 000 в Китае уже в 2018 г. В прошлом году преимущества аккумуляторного питания оплатили более 130 000 европейских водителей. К 2020 г. количество ежегодных приверженцев электричества достигнет 600 000, а к 2022 году почти миллиона.
Авторынки: от национальных – к континентальному
Европейские производители ищут конкурентные аргументы против доминирования Теслы и нового Nissan Leaf. Дополнительное внимание к рынку электромобилей, несомненно, привлекут модели премиум-класса. Новая версия Renault Zoe уже расширила радиус пробега до 400 км, что позволило почти вдвое превзойти предшественника (240 км) и на 49% увеличить прошлогодние продажи. Ожидают запуска новый внедорожник Jaguar I-Pace и седан Porsche Mission E. К 2019 году собираются закончить производственную доводку электромобиля Audi e-tron.
Однако текущую ситуацию с желанием купить электромобиль в Европе определяют предложения Renault Zoe, Nissan Leaf, Tesla Model S (седан) и Model X (кроссовер), BMW i3, а также VW e-Golf. Последняя модель, хотя и заняла пятую строчку в европейском списке лидеров продаж с 66% годового роста, сумела подняться за счет доминирования на крупнейшем континентальном рынке – в Норвегии, где в 2017 году каждый пятый проданный автомобиль был полноэлектрическим. В Германии даже субсидии при отказе от старых дизельных авто (11 760 евро) не увеличили число продаж VW e-Golf до 400 единиц в месяц. Законодательница автотранспортных мод в Евросоюзе уступила второе место на рынке электромобилей Франции.
Электромоделирование
Фактические рыночные лимиты были обусловлены не только ценой, но и ограниченными поставками приглянувшихся моделей. Между тем к 2019 году прогнозируют уверенный выход Германии на первую строчку рейтинга авторынков: 71 000 покупателей электрических моделей. В 2022 году ее успешный сценарий предполагает 200 000 продаж, а вот Франция, скорее всего, уступит вторую позицию Великобритании.
VW Group определила чистый электромобиль в качестве ключевого ориентира. К 2025 году им станет каждый четвертый проданный, а это почти 3 млн. штук в год. Особая роль отводится расширению глобальной линейки полностью электрических моделей: почти 50 в том же 2025 году. Портфель BMW Group увеличат до 12 моделей. Mercedes-Benz планирует перешагнуть рубеж в 10 авто. На 1920 год намечены электродебюты Форда, Пежо, Сироена, Вольво, Шкоды. Перешагнуть ограничительный барьер в 25 моделей электромобиля на нынешнем рынке – ключ к становлению нового массового рынка.
Подзарядка госкорпораций
Грандиозные перспективы рисует электромобильный Китай. Амбиции государственных автопроизводителей были подкреплены вполне политическими указаниями и кадровыми перестановками. Не все покупатели обратили внимание на то, что в августе 2017 года бывший руководитель госкомпании Changan Automobile Co. Сюй Липин был направлен китайским правительством в FAW Group Corp. Именно ему поставили задачу восстановить бренд Hongqi («Красный флаг»), который берет начало от правительственного лимузина в 1958 году и получил признание частных клиентов продажами седанов в 1980-х. Цель работы – избавиться от стареющих моделей и узкого автобензинового ассортимента. В 2016 г. было поставлено всего 4 398 автомобилей, а распродажи 2017 года сегодня не торопятся раскрывать.
Характерно, что сборочное производство размещено в северо-восточной провинции Китая (г. Чанчунь). Легковые автомобили на заводе FAW сопутствуют производству грузовиков. Совместные предприятия компании с Volkswagen Group и Toyota Motor Corp. также производят грузовые автомобили.
Вперед гибридными шагами
В 2018 году выйдет первый автомобиль Hongqi с аккумуляторной энергетикой, затем линейку расширят до 15 моделей с электрической и 2-х с чисто бензиновой топливной тягой. Отрасли поставлена задача увеличить число продаж автотранспортных средств на 40%, то есть на китайском рынке должны купить не менее 1 млн. гибридных автомобилей. При том, что в 2017 году совокупные продажи электрических и гибридных моделей, по меньшей мере, удвоились из-за привлечения государственного субсидирования. В 2020 году электромобиль на новой платформе будет пробегать до 600 км, годовые продажи возрастут до 100 000, а к 2025 году – до 300 000 экземпляров.
Хотя покупка машины на бензиновом топливе имеет поддержку в виде государственных субсидий, ни один производитель уже не продает их в Поднебесной. По экологическим соображениям Пекин, Шанхай и некоторые другие крупные города наложили строгие ограничения на продажи традиционных автомобилей с ДВС, чтобы побудить потребителей выбирать полноэлектрические или гибридные устройства.
Гибридизация автотранспорта находит поддержку частного бизнеса. На юге Китая, в Гуанчжоу, гигант розничной торговли Alibaba Group инвестировал в Xiaopeng Motors Technology (XPENG Motors, 2014), которая начала поставку первой партии (1000) автомобилей Identity X. Полностью электрический компактный внедорожник разгоняется до 100 км/час за 6 секунд и держит дальность пробега в 300 км.
Состояние рынков электромобилей показывает их прямую зависимость от характера и уровня развития национальных экономик. Задачи автотранспортной электрификации поставлены на ближайшую четверть века, но приоритеты представлены вполне наглядно и находят поддержку, как со стороны государства, так и стороны прочих рыночных акторов.