Toyota Prius IV — зеленые технологии

По поводу Prius могут быть крайние мнения, но один факт неоспорим — этот автомобиль установил и продолжает определять тенденции для экологичных автомобилей.

Мы дошли до того, что машины настолько отполированы, что стали скучными. Большинство из них отлично справляются с неровностями и могут развивать довольно высокие скорости на поворотах. Это делает вождение безопаснее. Любой популярный хэтчбек в сегодняшнем модельном ряду будет похож на спортивный автомобиль 30-летней давности. Конечно, есть и лучшие, и худшие модели, но им удается держаться выше определенного уровня. Возникает вопрос — сколько из этих очень правильных моделей стали культовыми? Самое большее несколько.

Одним из таких культовых автомобилей стало создание под названием Fiat Multipla. Его культ, правда, не пошел в том направлении, о котором мечтал бы создатель, но выразительный проект широко комментируется и по сей день — даже через много лет после его премьеры. Никто не вспоминает, что в то время Multipla удивляла просторным, практичным салоном и достойным шасси. Все помнят только, что машина была некрасивой. Она была похожа на афалину.

Подобное явление относится и к Toyota Prius. Его владельцы являются предметом шуток во всем мире, как и сам автомобиль, но это цена выхода за рамки обычного. Этот автомобиль также можно назвать культовым, хотя и не в таком смысле, как Porsche 911. Prius — это символ всех людей, которые без ума от экологии, символ ограничения выбросов и всего того, что не нравится автомобильным пуристам. И все же в нем можно найти много интересных технологических решений.

Это некрасивый автомобиль?

Несмотря на установление стандартов в области гибридных силовых агрегатов, его внешний вид не вызывал никаких эмоций. А для художника, как автомобильного дизайнера, нет ничего хуже равнодушия. Четвертое поколение наконец обрело ту форму, о которой заговорили. Toyota Prius нельзя пропустить на улице, но опять же — это не восхищение формами LaFerrari или Pagani Huayra. Или хотя бы Mercedes C63 AMG Coupe.

Облик вызывает массу эмоций, но не обязательно положительных. Он странный. Многие не были готовы к этому. Тем не менее, снаружи уже видны первые признаки ориентации инженеров на экономию. Очень низкий капот (на 9 см ниже, чем у предшественника), с логотипом Toyota на той же высоте, что и в GT86, и обтекаемой формы, позволил добиться большого коэффициента аэродинамического сопротивления 0,24. В конструкции кузова также гораздо больше сварных швов, что приводит к увеличению жесткости кузова на 60%. Хотя светодиоды не очень энергоемкие, задние фонари сконструированы таким образом, что всего двух таких ламп достаточно для освещения одного из них.

Что внутри?

В салоне использованы более качественные материалы, но его дизайн такой же «разнообразный», как и кузов. Речь идет о белой пластиковой детали, в которой есть место для зарядки беспроводного телефона и подстаканников. Она уже получила ласковый термин — «ванна». На выбор два вида обивки — черный и светло-серый, контраст между «ванной» и остальными элементами. Эмблемы «Prius», выгравированные на вентиляционных отверстиях, являются здесь своего рода изюминкой.

В верхней части приборной панели, в ее центральной части, вы найдете целую полосу датчиков, но объем отображаемой за один раз информации слишком велик. Если вы чувствуете себя подавленными, можно переключить взгляд на гораздо более дружелюбный HUD. Салон хорош с точки зрения эргономики, но, за исключением расположения кнопок на сиденьях с подогревом — они размещены в таком месте, что их трудно увидеть, а тем более дотянуться до них.

Теперь стало возможным освободить больше места для задних пассажиров и увеличить объем багажника до 502 литров, что на 57 литров больше. Вы спросите, откуда берется такая большая емкость? Об этом в следующей «главе».

Чудо техники

Можете быть уверены, что некоторые из решений, о которых вы вскоре прочитаете, скоро найдут применение во всех новых гибридах от Toyota, Lexus и некоторых BMW. Наконец удалось переместить аккумулятор с задней части автомобиля в область сидений. Это действие всегда положительно сказывается на распределении веса и понижении центра тяжести. В новой батарее используется никель-металл-водородная технология, и теперь она способна поглощать большую дозу энергии торможения. Это важно, если вы любите сильно и поздно тормозить.

Дизайн основан на платформе с архитектурой TNGA, а точнее на ее варианте GA-C. Он следует новым тенденциям, сокращающих производственные затраты за счет использования модульных оснований, которые можно адаптировать к широкому спектру моделей. Передняя подвеска выполнена на стойках McPherson, полностью переработана, а сзади есть двухрычажная подвеска.

Как и в случае с гибридами, здесь вы имеете дело с двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем, или фактически двумя электрическими двигателями, потому что один из них, помимо прочего, служит стартером. Именно благодаря ему двигатель внутреннего сгорания можно сразу же разогнать на большую скорость. Если внимательно сравнить технические данные Prius «тройки» и «четверки», то окажется, что новая версия… слабее. И все же кажется более динамичной. Что ж, данные, которые нам скармливают производители, представляют собой так называемые внешние характеристики. Важнее внутренние характеристики, являющиеся промышленной тайной производителя.

Так почему же этот вариант более динамичный и в то же время более экономичный? Планетарная коробка передач заменена на редуктор с цилиндрической коробкой передач, которая дает на 20% меньше сопротивления. Сам двигатель внутреннего сгорания имеет высокоразвитую тепловую эффективность — 40%. Гибридный агрегат редко работает в максимальных пределах, заявленных производителем, а средние рабочие характеристики в этом авто очень благоприятны. Инвертор имеет собственную систему жидкостного охлаждения, а двигатель внутреннего сгорания — еще два контура охлаждения. Перед прогревом контроллер может замкнуть контур, отвечающий за охлаждение самого агрегата, чтобы он быстрее достигал оптимальной температуры. Второй контур предназначен для более быстрого регулирования температуры в салоне.

Что за ДВС используется? 1.8 VVT-i, он выдает 98 л.с. при 5200 об/мин. Поддерживается двумя вышеупомянутыми электродвигателями, благодаря которым выходная мощность этой системы может достигать 122 л.с. при 5200 об/мин, а крутящий момент до 105 Нм при 3600 об/мин. Если Toyota Prius должна быть такой экологичной, уместно также спросить — почему бы не использовать только электропривод? Тойота в то время считала гибридные приводы единственно правильным решением. А по факту — гибрид позволяет сильно сэкономить на топливе, поэтому расход держится на уровне 4,5 л/100 км.

Также стоит отметить внимание Toyota к безопасности нового Prius. В ходе краш-тестов на этапе производства было уничтожено около 400 единиц. Системы активной защиты пассажиров Toyota Safety Sense уже есть в базовой версии. Prius также безопасен для окружающей среды. Убежденные противники гибридов чаще всего указывают на то, что утилизация используемых в них батарей очень вредна для окружающей среды. Если возникает неисправность, аккумулятор регенерируется, а затем возвращается в Японию, где он подает питание на различные устройства. Заказчик уезжает с новым аккумулятором.

Абсолютный хит в некоторых странах

В США и Японии Toyota Prius — абсолютный хит. Продажи исчисляются сотнями тысяч. Гибриды любят из-за их низкого уровня выбросов, а также из-за возможности проехать более 700 000 километров на одном автомобиле без серьезных неисправностей (рекордсмен таксист из Берлина — более миллиона километров!).

Модули для Opencart