Сервис электромобилей или что уходит в историю
- 16.09.2021
Введение
Уже не за горами грядущее вытеснение электромоторами как традиционных двигателей внутреннего сгорания, так и их гибридных собратьев. С каждым годом количество новых моделей с конвейеров ведущих автозаводов увеличивается, также растёт объём инвестиций в разработку электрокаров. На этом фоне ожидается передел на рынке сервисного обслуживания и переориентация деятельности автотехцентров.
Некоторые особенности технического обслуживания электромобилей
Новое поколение автомобилей на электротяге не только оставляет после себя нулевой углеродный след*, но и не требует планового техобслуживания. Конкуренция между автопроизводителями заставляет их делать новые модели по принципу «купил и забыл про ТО» на 30 тыс. километров пробега, что было немыслимо в эпоху двигателей внутреннего сгорания. Для городского автомобиля, на котором владелец ездит до офиса и по магазинам, это означает отмену поездок в автосервис на ближайшие 3-5 лет эксплуатации.
*Справка! Углеродный след – это количество парниковых газов (CO или метан), выделяемых автомобилем. Снижение таких выбросов в развитых странах считается приоритетной задачей ближайших лет, необходимой для предотвращения глобального потепления на планете.
Какие опции уйдут в историю
Основные статьи доходов автосервисов – это замена масла и ремонт тормозной системы. С переходом на электротягу поступления по этим статьям сведутся практически к нулю. Автомобилистам больше не нужно будет менять моторное масло каждые 10 тысяч километров, поскольку электромотор работает на совсем иных принципах. Моторное масло менять не нужно, поскольку механическое трение в электродвигателе отсутствует.
Тормозная система у современных электрокаров использует рекуперацию при торможении. Такое оборудование позволяет значительно снизить нагрузку на тормозную систему. Поразительно, что, например, Toyota Prius ездит с заводскими колодками более 100 тыс. километров, не требуя их замены.
Сервис и электрокары: на чём будут зарабатывать
Замена шин на электромобилях – вот та работа, которая выходит на передний план. Заводы-изготовители и шиномонтажные мастерские удвоят свои прибыли из-за технической особенности машин на электротяге. Это обусловлено двумя факторами: большим весом авто и крутящим моментом, который у электромобилей наступает гораздо быстрее. Более резкий старт – больше износ у покрышек. Например, водители Tesla меняют свои шины каждые 10-15 тыс. километров пробега. На рынке США было подсчитано, что владельцы электромобилей повторно возвращаются в шиномонтаж на 30% чаще, чем традиционных авто с двигателем внутреннего сгорания.
Процент остекления кабины у современных электромобилей существенно выше, чем у предыдущих поколений с ДВС. Это отражение мирового тренда по увеличению площади лобового стекла, люков, боковых зеркал. Вместе с площадью растёт стоимость изделий и работ по их замене, комплектующих и электродворников. Замена лобового стекла для владельцев Tesla в США обходится в среднем в 2300 долларов.
Заключение
Конечно резкого изменения в сфере работы автотехцентров не стоит ожидать в ближайшие пять лет, поскольку автомобили с ДВС по-прежнему будут коптить небо и никуда не исчезнут. Они требуют регулярного ремонта и обслуживания, но тенденция к снижению объёма этого рынка будет нарастать с каждым годом. Одновременно с увеличением числа электромоторов будет наблюдаться плавное перепрофилирование деятельности сервисов и появление новых услуг. Поскольку прогрессивная техника и общественные тренды в стремительно развивающемся обществе всегда порождают новые услуги и виды бизнеса.